Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+5°
Boom metrics
Общество8 ноября 2009 5:50

Прошел год после аварии на АПЛ «Нерпа»: причины трагедии до сих пор неизвестны

Работа на подлодке не прекращается ни днем, ни ночью, ни в выходные дни. И сегодняшний день - не исключение. «Нерпа» сейчас стоит в ДОКе на берегу.

Ровно год назад атомная подлодка «Нерпа» вышла в море на первые ходовые испытания. Все шло хорошо, как вдруг во втором отсеке сработала система пожаротушения ЛОХ. Сработала так внезапно, что люди не успели осознать случившееся и включиться в дыхательные аппараты, отсек мгновенно наполнился ядовитым фреоном. В результате 20 человек погибли, еще полсотни попали в больницу. Тогда в трагедии обвинили матроса Дмитрия Гробова. Сообщалось, что он запустил лодочную объемную химическую систему пожаротушения.

- Да, Гробов действительно сам запустил систему ЛОХ, - сообщила «КП» сотрудник пресс-службы завода Марина РАДАЕВА. - Но о том, что в отсеки пойдет ядовитый газ, он не знал. Просто хотел звуком ревуна (сигнала опасности. - Ред.) вызвать вахтенного из соседнего отсека. На лодках так делали - вместо того чтобы искать дежурного по палубам, нарушают инструкцию. Но раньше была «защита от дурака». А в новой системе «Молибден» хватает одного нажатия кнопки с мини-пульта, который есть в каждом отсеке, чтобы одновременно с ревуном, который предупреждает о срабатывании ЛОХ, включилась и сама система пожаротушения. Гробов забыл или просто не знал, что именно последует за запуском ревуна.

Однако комиссия не исключала и сбоя техники. Правда, специалисты до сих пор не определились, кто или что виновато в гибели людей. Прошел год, а никаких окончательных выводов так и нет. На все наши вопросы следует неизменный ответ: идет следствие. Только ведь по закону положено одиннадцать месяцев на следственные мероприятия.

- Отведенного законом времени не хватило, чтобы провести все экспертизы. Поэтому, решено было его продлить, - рассказал «КП» источник, близкий к следствию. - Не исключено, что как только будет готова последняя экспертиза, обвинительное заключение заново перепишут.

Но специалистов такая версия не устраивает: все-таки интересуются не из праздного любопытства.

- Перед выходом на заводские ходовые испытания мы обращались в прокуратуру. Нам в море выходить и мы хотим знать, что было причиной аварии, - переживает Виктор Мишкин, главный инженер ОАО «Амурский судостроительный завод». - Если это человек – то устранили его и нет проблем. А если техника, то где гарантия того, что она не даст сбоя при последующих испытаниях? Но все как воды в рот набрали. И вообще, в техническом плане за одиннадцать месяцев можно было давно узнать все причины. Я как инженер говорю, что самая сложная экспертиза, если это необходимо для дела - делается не больше месяца.

А комиссия по расследованию ЧП уехала от нас в Москву еще в декабре, и до сих пор нет никаких выводов.

- А сами вы как думаете, в чем причина?

- Перед самым выходом в море готовность лодки проверяли флагманские специалисты бригады. Далее комиссия из штаба флота. Все их замечания мы устранили. Затем еще инспекция безопасности мореплавания проверила все средства спасения и защиты. Техника была исправна. А вот порядок ее применения был нарушен. Поэтому есть все основания утверждать, что причиной аварии послужил человеческий фактор.

Специалисты уверены: систему ЛОХ запустил именно Дмитрий Гробов. Почти год матрос жил в Большом Камне под подпиской о невыезде, в свободное от службы на подлодке «Барнаул» время ходил на допросы.

АПЛ «Барнаул» стояла по соседству. Но только накануне выхода в море "Нерпы" на очередные испытания Гробова отправили служить на Камчатку

Сейчас работы на АПЛ ведутся в штатном режиме - подлодку готовят к государственным испытаниям, идет размеренная напряженная работа. И несмотря на то, что внешне все кажется спокойным, есть причины вызывающие опасения за выполнение оставшегося объема работ. С началом заводских ходовых испытаний про завод опять забыли.

После аварии, естественно, пришлось доукомплектовать сдаточную команду. Погибли лучшие специалисты. Кто-то опасался выходить в море после пережитого. Но в итоге из находившихся на борту в тот трагический день - не пошли в море только двое. И десятого июля испытания были продолжены.

- Вопрос о продолжении испытаний и предъявлении госкомиссии остается открытым, - грустно улыбается Виктор Мишкин. – Из-за несвоевременного финансирования завод задолжал энергетикам. И поэтому у нас ограничено электричество. А это существенно замедляет рабочий процесс. По этой же причине рабочие, в том числе и члены сдаточной команды «Нерпы», уже три месяца не получают зарплату, при том, что работа на заказе ведется сверхурочно и без выходных. По работе к ним претензий нет. Но у людей есть семьи. Большинство из которых живут в Комсомольске-на-Амуре и только изредка видят своих сыновей, мужей и отцов. И это тоже создает определенный климат в коллективе сдаточной команды.

При этом очередные испытания уже, как говорится, на носу. Длиться они будут от двадцати до двадцати пяти дней. За это время лодка выйдет в море, чтобы подтвердить свою скорость, маневренность, технические характеристики. Комиссия в Москве назначит на «Нерпу» своих специалистов, которые окончательно подтвердят готовность АПЛ к вступлению в состав ВМФ России.

- Мы строим лодку для военно-морских сил России. Моряки хотят иметь такую лодку в составе в вооружении нашей страны. Об этом неоднократно приходилось слышать от членов экипажа. И я их прекрасно понимаю...

Дольше беседовать с Виктором Николаевичем мы не смогли. Главный инженер торопился на кладбище, чтобы отдать дань памяти погибшим. Да и не он один. Сегодня, в годовщину трагедии, с завода организованы автобусные маршруты специального назначения: завод «Восток» - городское кладбище. Многие хотят почтить память погибших специалистов.

… Возле трех могил: Евгения Головных, Алексея Лысенко и Владимира Сулимова сегодня многолюдно. Родные и близкие запомнили их живыми и жизнерадостными. Такими, какими они уходили из дома в море.

К могиле Евгения Головных его бывшая жена Марина с двумя детьми приходит за год уже не в первый раз - все не верят, что отца нет в живых. По словам женщины, государство не забыло - платит детям пособие по потере кормильца – около пяти тысяч на каждого ребенка. Но не забывает тех, с кем работали бок о бок и экипаж «Нерпы». Их помощь ощутимее.

- Они материально помогают семьям погибших. Не забыли и про нас, - поделилась Марина.

Материальная помощь, конечно, всегда кстати. Но собравшиеся сегодня не думают о деньгах. Для них важно другое: есть память, есть друзья, близкие, сослуживцы, которые не забудут - продолжат их дело, сдадут этот заказ и это будет лучшей наградой...