Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+17°
Boom metrics
Победа26 мая 2010 4:40

Зинаида Иосифовна Кузнецова: «Фашисты заставляли детей смотреть, как казнили партизан»

На глазах маленькой Зинаиды немцы жестоко расправлялись с русскими

Для Зины Кузнецовой война началась, когда ей было девять лет. Она вместе с родителями и двумя братьями – Володей и Леней - жила в Белоруссии, в городе Барановичи. С приходом войны девчушка стала совсем по-другому смотреть на мир.

- Сейчас вот все говорят, что война была внезапной. Это неправда, - с этих слов начала свой рассказ о том, что пришлось пережить в годы лихолетья, Зинаида Иосифовна. - Старые люди задолго до ее начала говорили, что будет война и прольется много крови. А за неделю до объявления войны мимо нашего дома к границе шли советские войска.

18 июня 1941 года Зина должна была уехать в лагерь, но поездку перенесли на 22 июня.

- Какое счастье, что нам перенесли отъезд. Ведь немцы, захватив пионерлагеря, детские дома, превращали их в базы крови для своих раненых солдат, и кто знает, что было бы с нами, - вспоминает Зинаида Иосифовна.

Но и дома оставаться было опасно – слишком близко к линии фронта. Семья Зинаиды отправилась на железнодорожный узел, к бабушке. Отсюда всегда можно было уехать дальше. Но после налета фашистской авиации станция была разгромлена. Семье пришлось искать пристанища в соседних деревнях.

- Как-то налетели немецкие самолеты, разбомбили местную военную часть и сбросили десант. Наши солдаты, убегая, просили детей сохранить оружие. Можете представить себе ребят, тащащих на себе пулеметы? – качает головой Зинаида Иосифовна. - А мама тем временем закопала наши документы, чтобы никто не знал, кто мы. Боялись расправы за отца – он был секретарем партийной организации паровозного депо. Мы всем теперь говорили, что он у нас слесарь в депо.

Во время очередной бомбежки маму Зинаиды ранило, но не очень серьезно. А вот 14-летнего брата Володю контузило. Он пролежал несколько дней с температурой за сорок и умер. Вскоре дедушка перевез Зину, ее маму и брата в город.

- Когда проезжали мимо бывшей тюрьмы, из-под ворот тянулись руки скелетов. Заключенные просили что-нибудь поесть, - с содроганием вспоминает Зинаида Иосифовна.

На двери дома дедушки повесили табличку «Тиф». Эта надпись поначалу отпугивала немцев, и они избу обходили стороной. Но недолго.

- Помню такую картину: мама с тетей сидят на стульях и плачут. Мы на полу. Рядом -большая овчарка, - описывает Зинаида Иосифовна события того страшного времени. - Женщина–переводчица и немцы в черных блестящих плащах. В стороне - окровавленный дедушка, его бьют. Потом его уволокли куда-то, и больше мы его никогда не видели.

Дом, в котором жили Зинаида с матерью и братом, стоял неподалеку от лагеря, в котором немцы держали русских.

- Однажды мы видели, как закрыли барак с живыми людьми и подожгли. Не дай бог слышать эти крики! - вспоминает жестокость фашистов Зинаида Кузнецова. - По утрам немцы выбрасывали через проволоку трупы замерзших. Женщины из деревни переворачивали мертвецов – вдруг там есть кто-то из своих.

Парк отдыха в Барановичах стал местом казни русских партизан. Зинаида Иосифовна и сейчас не может спокойно вспоминать это место.

- Раньше парк называли комсомольским. А при немцах там была базарная площадь. Здесь они вешали партизан. Подъезжала машина с пленными, на шеях у них уже были веревки, на груди – табличка «Партизан». Их вешали на специальные крючки на столбах. Летом тела висели день-два, а зимой - неделями. Страшно было там ходить. А немцы на казнь еще и людей сгоняли, чтобы смотрели, - с ужасом вспоминает пенсионерка.

Когда прогремели победные залпы, Зинаида бросилась к прибывшим военным в надежде найти папу. Что он погиб, семья Зинаиды узнала позже.

Повзрослев, Зинаида вышла замуж за участника войны, у них родился сын. Перебрались вместе во Владивосток. А сейчас у Зинаиды Иосифовны - двое внуков и трое правнуков. И она считает себя очень счастливой, несмотря на то, что пришлось вынести в годы войны.