Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+7°
Boom metrics
Происшествия9 января 2011 22:00

Специалисты: Шхуна «Партнер», скорее всего, была браконьерской

Спасатели сомневаются, что найдут членов экипажа живыми, и собираются сворачивать поиски
Источник:kp.ru

Четвертые сутки длится поисковая операция возле мыса Ламанон на Сахалине. Напомним, сигнал бедствия с рыболовецкой шхуны «Партнер» поступил утром 7 января. Капитан судна передал: «Внимание, внимание, кто меня слышит не знаю. Partner. Терплю бедствие. <…>. Судно под воду уходит. Плот один-единственный открылся, и то не так».

Через некоторое время связь со шхуной пропала. На место предполагаемого бедствия вышли спасательные корабли, а самолет МЧС проводил авиаразведку. Однако никаких следов затонувшего судна в тот день так и не нашли.

Активные поиски продолжались три дня, и сегодня спасательный корабль «Пионер Холмска» вернулся в порт, на месте продолжает работать лишь судно «Челябинск».

- В том районе все эти дни сохраняются плохие погодные условия, что очень осложняет задачу. Вертолет, вылетевший из Хабаровска, также был вынужден приземлиться из-за непогоды, - говорит Ольга Алькина, представитель пресс-службы ДВРЦ МЧС. – Но не прекращаются наземные поиски. Команда разделилась на пять групп: все продолжают прочесывать побережье Сахалина, где могли бы высадиться спасшиеся члены экипажа.

Но и здесь с поисками трудности - автомобильных дорог в районе обследования нет, поэтому передвигаются спасатели на тяжелой технике: шнекороторе, грейдере, гусеничном тягаче. В составе группы наземного обследования врач, для моряков припасены теплые вещи и продукты питания.

Вообще, ситуация складывается странная: сигнал бедствия был, но о такой шхуне никто не слышал. На поиски бросили все силы - задействовали 74 человека и 14 единиц техники. Но никаких следов. Кроме того, ни одна компания до сих пор так и не заявила о пропаже «Партнера», никаких документов, удостоверяющих факт выхода шхуны в рейс, нет. Не удается установить ни имени капитана, ни списков экипажа. Судно нигде не зарегистрировано. Откуда? Кто? Что делали в Татарском проливе? На все эти вопросы спасатели пока не могут дать ответы.

«Судно дышало на ладан»

Первую версию озвучил журналистам глава Росрыболовства Андрей Крайний. По его данным, судно является браконьерским. Этой же версии придерживаются и опытные моряки.

- Шхуна, скорее всего, браконьерская, поэтому о ней ничего и не известно. К тому же «Партнер» ходил под удобным флагом Камбоджи. А что такое удобный флаг? Это значит, что хозяин регистрирует судно за рубежом и платит налоги государству, предоставляющему офшорные льготы. Экипажи судов, работающих под удобными флагами, часто не имеют даже минимальных социальных гарантий, нигде официально не числятся, - объясняет Петр Осичанский, президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов. – Мне вся эта история очень напоминает ситуацию с двумя другими пропавшими судами. Речь идет о гибели шхуны «Аронт-103», которая исчезла зимой 2004 года с интернациональным экипажем в количестве 13 человек, 4 из которых были из Приморья. Еще одна шхуна - «Ji Won №1» - вышла в свой последний рейс 25 декабря 2008 года, ее обломки обнаружили у берегов Японии в конце января 2009 года. Всех их объединяло то, что они несли «удобный флаг», все они были замечены в нелегальном лове краба, все они были в плохом техническом состоянии, настолько плохом, что часть моряков, например, увидев шхуну «Ji Won №1» вживую, отказались выходить в море и потому остались живы.

В этой ситуации больше всего жаль экипаж шхуны – на борту «Партнера» находились 14 человек. Как правило, моряки, работающие в подобных условиях, сами не знают, в какой рейс, куда их отправят. Условия работы адские, но мужики идут на них, лишь бы прокормить семьи. Но, как правило, это специалисты очень низкой квалификации, те, кто не востребован «дома».

Петр Осичанский считает, что судно, скорее всего, браконьерское.

Петр Осичанский считает, что судно, скорее всего, браконьерское.

- Часто родственники моряков вспоминают о своих мужьях и сыновьях почти месяц спустя после исчезновения судов, потому что те просто не имеют возможности выходить на связь, - говорит Петр Иванович. – Трагизм ситуации еще и в том, что моряки, как правило, работают незаконно, без оформления трудовых контрактов, безо всяких страховок, а стало быть, вопрос о компенсации за утрату кормильца семьи повисает в воздухе, также как и вопрос о поиске виновных в гибели моряков. Мне очень бы хотелось ошибиться в этом своем предположении относительно шхуны «Партнер», но уж слишком похожи ситуации.

У спасателей сейчас мало надежды на то, что члены экипажа найдутся здоровыми и невредимыми.

- В зоне предполагаемого потопления шхуны сильный ветер, волны достигают 3,5 метра, температура воды два-три градуса. Если верить полученному сообщению, что единственный плот неисправен, говорить, что люди выжили спустя несколько дней в воде в таких условиях можно только очень осторожно. А если у них не было гидрокостюмов, то шансы на спасение практические нулевые, - говорят спасатели.

По словам ДВРЦ МЧС, скорее всего, завтра-послезавтра решится вопрос о прекращении поисков.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Охотском море продолжается операция по спасению застрявших во льдах судов Из плена стихии освобождено научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер», к чистой воде ведут транспортный рефрижератор «Берег Надежды», своей очереди дожидается плавбаза «Содружество». (Подробнее >>>)