Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды12 июля 2014 21:01

Дети кукурузы

49-й Карловарский фестиваль завершился внушительной победой картины молодого российского режиссера Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» [видео]

Жюри конкурса «К востоку от Запада», в котором участвовал «Класс коррекции», не смогло не оценить, вероятно, самый многообещающий российский кинодебют последнего времени. Очередная «повесть о первой любви» (девочки-инвалида и мальчика-эпилептика) разворачивается в спецклассе для нездоровых детей и отмечена всеми приметами жесткого социального кино. При этом типовой российской «чернухой» этот не по-дебютантски крепко сделанный фильм никак не назовешь. Соединяя в одном кадре ангельское и адское, «фантазию» и «реальность», документальную стилистику и условность, реальных больных детей и молодых театральных актеров (в главных ролях снялись звезды «Гоголь-центра» Маша Поезжаева, Филипп Авдеев и Никита Кукушкин), 25-летний режиссер Иван И. Твердовский добивается редкой пластической убедительности, позволяющей зрителям отрываться от земли вместе с героями, которые не в состоянии передвигаться без коляски и костылей...

Международная фестивальная публика, собравшаяся на одном из самых знаменитых в Европе курортов, конечно, была сильно озадачена, узнав из картины Твердовского о жестокой дискриминации инвалидов в России, где, оказывается, нормальных пандусов днем с огнем не найдешь, однако успех в Карловых Варах — показатель абсолютной универсальности этой истории взросления и подростковой жестокости, свойственной любому человеческому сообществу вне зависимости от его социальных завоеваний.

Столь же универсален, хотя и гораздо более старомоден по киноязыку, фильм-победитель главного конкурса - «Остров кукурузы» грузинского режиссера Георгия Овашвили. Это поэтическая и, как водится в этом фестивальном сезоне, почти немая история абхазского старика и его внучки, лишившихся своей земли и потому с нуля начинающих жизнь на крошечном «голом острове», возводя на нем утлую хибару и засевая его кукурузою. Картина рискует впасть в предсказуемость и плакатность, когда на островке появляется раненый грузинский солдат, которого старик и девчонка, гуманистически переглянувшись, решают скрыть от регулярных абхазских патрулей. К тому же, выздоровев, грузин немедленно начинает испытывать вожделение по отношению к отроковице в облепляющем юное тело мокром платье. Но тут налетает шторм, герои вынуждены перестать заниматься глупостями и спасать урожай кукурузы - так политическая аллегория оборачивается повестью о героической борьбе человека с природой, которая чихать хотела на все политические режимы вместе взятые.

Сразу две награды — спецприз и за лучшую режиссуру — отошли любопытному венгерскому режиссеру Дьердю Палфи за интересно задуманный, но по факту не сложившийся альманах сюрреалистических короткометражек «Свободное падение» (Free Fall) — иронической медитации на тему того эзотерического опыта, который, если кто не в курсе, может разворачиваться за любой дверью самой непритязательной панельной многоэтажки. Пожилая жительница одной из квартир, например, имеет обыкновение, вероятно, от общей безвыходности каждый вечер сигать с крыши в тщетной надежде покончить с собой. И каждый день разочарованно, с большим трудом плетется назад домой (лифт, разумеется, не работает). А за соседней дверью гениальный, судя по всему, гинеколог, вправляет уже родившегося и подрощенного ребенка назад в матку ошалевшей пациентки. И т. д., и т. п.

Приз за мужскую роль достался молодому аргентинцу Нахуэлю Пересу Бискаярту, сыгравшему в картине бельгийца Давида Ламбера "Весь твой" (Je suis a toi) безработного плейбоя, весьма далекого от идеалов жеребячьей красоты и еще до титров самоотверженно представшего в видах, оставляющих мало простора даже для самого развязного воображения.

За женскую роль в свою очередь вознаградили 16-летнюю Эль Фэннинг, сыгравшую в картине "Самое дно" (Low Down) Джеффа Прайсса — атмосферно-автобиографическом повествовании о непростых взаимоотношениях талантливого джазового пианиста-наркомана Джо Олбани с его дочерью, снятом по мемуарам последней.

ЕЩЕ КОЛОНКИ АВТОРА Жить своей жизнью В традиционно невыдающемся главном конкурсе Карловарского фестиваля столь же традиционно встречаются вполне себе симпатичные ленты молодых актуальных режиссеров. … Бельгийская картина "Весь твой" (Je suis a toi) Давида Ламбера (в Канне пару лет назад прозвучал его дебют «За стенами») хочет казаться забористее, чем она есть, еще до титров предъявляя героя - безработного аргентинского плейбоя, весьма далекого от идеалов жеребячьей красоты - в видах, оставляющих мало простора даже для самого развязного воображения (читайте далее) Сомнительное происхождение 49-й Карловарский фестиваль открылся лошадиной дозой американского «независимого» кино На открытии, привычно выполненном в стиле социалистического кабаре, с танцовщиц нахально сдирали платья и обливали водой - не то что на высококультурных и торжественных гала Московского фестиваля, где если не балет, то песни в исполнении артиста А. Олешко. А вслед за звездным выходом Мела Гибсона, получившего традиционный почетный приз (читайте вскорости его эксклюзивное интервью «КП»), состоялась европремьера премированной в Санденсе научно-фантастической мелодрамы «Происхождение» (I Origins) Майка Кахилла. (читайте далее)

ЕЩЕ КОЛОНКИ АВТОРА

Жить своей жизнью

В традиционно невыдающемся главном конкурсе Карловарского фестиваля столь же традиционно встречаются вполне себе симпатичные ленты молодых актуальных режиссеров.

… Бельгийская картина "Весь твой" (Je suis a toi) Давида Ламбера (в Канне пару лет назад прозвучал его дебют «За стенами») хочет казаться забористее, чем она есть, еще до титров предъявляя героя - безработного аргентинского плейбоя, весьма далекого от идеалов жеребячьей красоты - в видах, оставляющих мало простора даже для самого развязного воображения (читайте далее)

Сомнительное происхождение 49-й Карловарский фестиваль открылся лошадиной дозой американского «независимого» кино На открытии, привычно выполненном в стиле социалистического кабаре, с танцовщиц нахально сдирали платья и обливали водой - не то что на высококультурных и торжественных гала Московского фестиваля, где если не балет, то песни в исполнении артиста А. Олешко. А вслед за звездным выходом Мела Гибсона, получившего традиционный почетный приз (читайте вскорости его эксклюзивное интервью «КП»), состоялась европремьера премированной в Санденсе научно-фантастической мелодрамы «Происхождение» (I Origins) Майка Кахилла. (читайте далее)

Сомнительное происхождение

49-й Карловарский фестиваль открылся лошадиной дозой американского «независимого» кино