Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика23 августа 2016 23:41

Луганск: из фонтанов выпили всю воду

Наши корреспонденты, вырвавшиеся из осажденного города, рассказывают, как он выживает из последних сил
Авторы (2):
Полина СТАРИКОВА, Галина НОВИКОВА, Вероника СБОРЩИКОВА
Виталий ЧАЙКА
Луганск стал второй Припятью. Очередной город-призрак, только пока населенный людьми

Луганск стал второй Припятью. Очередной город-призрак, только пока населенный людьми

Фото: REUTERS

СТРЕЛЯЮТ ТУДА, ГДЕ ТОЛПА

Луганск стал второй Припятью. Очередной город-призрак, только пока населенный людьми. Разваленные многоэтажки, разбитые магазины, повсюду воронки и развороченный асфальт.

- Каждый день выхожу во двор, не верю глазам: это же площадка для сьемок фильма-катастрофы! Прямо на улице лежат тела. Их накрывают простынями и оставляют на жаре, - делится у себя на страничке в соцсети луганчанка Тамара Степовая. - В городе стоит противный запах. А ведь еще полгода назад Луганск называли городом цветов...

Нет электричества, воды, газа - люди готовят еду на кострах. Не работает мобильная и стационарная связь. В магазинах закончились продукты, несколько недель до города не доезжают машины с лекарствами. Людям не выдают пенсий, зарплат, не начисляют социальные выплаты.

Если с перебоями продовольствия еще пока можно смириться - у большинства есть картошка и свои заготовки, то отсутствие воды внушает ужас. Чтобы утолить жажду, горожане черпают воду из фонтанов и даже собирают влагу после дождя.

- Фонтаны уже опустели, люди сливают воду с пожарных машин, - рассказывает луганчанин Олег. - Кое-где работают скважины, но туда сбегается много людей. И это опасно - в то место, где толпа, начинают стрелять.

250 тысяч человек, которые все еще находятся в областном центре, несколько раз в день вынуждены прятаться в подвалах от бомбежки и артиллерийских обстрелов. Надежды на то, что этот кошмар скоро закончится, уже нет. Сколько точно людей погибло в Луганске, никто не знает. Неофициально в мэрии говорят: жертв боевых около двухсот. И это только те, кто скончался от осколочных ранений.

«УМОЛЯЮ, ПРОВЕДАЙТЕ ДЕДА!»

В соцсетях создаются специальные группы помощи. Люди, которые выехали, готовы платить любые деньги, чтобы волонтеры присмотрели за брошенными квартирами, домашними животными и навестили родных, с которыми пропала связь.

«Купили четыре места в такси, чтобы вывезти детей. Заплатили последние деньги, 4 тысячи. Дедушку пришлось оставить. Не хватило ни денег, ни мест. Деду 84 года, ходит, все понимает, но спуститься с десятого этажа не может. Помогите нам, проведайте деда. У него еды дня на два. Готовы платить любые деньги», - умоляет луганчанка Людмила.

Автомобили на городских улицах - большая редкость, топлива в городе уже месяц как нет. - Бензин продают только из-под полы, - рассказывают луганчане. - Завозят из освобожденной территории топливо, а тут толкают втридорога. Цены фантастические - около 50 гривен за литр (140 рублей, - ред.). Чтобы вырваться из ада, люди отдают последнее. Таксисты вывозят из Луганска за 2000 гривен. Можно уехать и за 500, но нужен свой бензин.

Те, у кого нет денег, платят драгоценностями и антиквариатом.

Разваленные многоэтажки, разбитые магазины, повсюду воронки и развороченный асфальт

Разваленные многоэтажки, разбитые магазины, повсюду воронки и развороченный асфальт

Фото: REUTERS

МАРШРУТКА НАДЕЖДЫ

Выехать из областного центра разрешают только женщинам, детям и старикам.

«Нацгвардия осматривает мужиков по полной. Раздевают чуть ли не догола. Особое внимание плечам, - предупреждает местный житель Григорий. - Если есть потертости, царапины или синяки, лучше оставайтесь дома, зализывайте раны. Могут посчитать, что таскали автомат, и причислят к террористам».

Такси и личный транспорт - не единственная возможность вырваться из опасной зоны. Каждый день рано утром из Луганска отправляется «маршрутка надежды». Мест в автобусе 24, а вот желающих несколько сотен ежедневно. Чтобы уехать, нужно записываться за пару дней.

- Водитель Володя, добрейшей души человек, говорит: ездил и буду ездить, пока жив. Берет 70 гривен с человека, чтобы бензин покрыть, - рассказал луганчанин Антон.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Донецк: из города уехали даже самые стойкие

Галина НОВИКОВА, Вероника СБОРЩИКОВА

В последние дни тут творится настоящий ад

Установлен печальный рекорд со дня начала военных действий - 14 августа погибло одиннадцать мирных жителей, 18-го - десять, еще восемь ранены. Снаряды разрываются даже в старом центре города, который считался безопасным. Артобстрелу подвергся и город Моспино - там пострадал 21 жилой дом частного сектора.

- Я помню, как на школьных экскурсиях в краеведческом музее мы рассматривали послевоенные фотографии - в руинах узнавали пейзажи центра города. Сейчас, почти 70 лет спустя, мы в шаге от такой же разрухи, даже в самом краеведческом музее снарядами снесло крышу и разрушило стены, - плачет дончанка Елена Камелина.

Под пулями пострадавших везут в больницы. Там давно проклеили окна лентой, соорудили специальную защиту для кислородных баллонов в операционных.

Донецк: из города уехали даже самые стойкие

Донецк: из города уехали даже самые стойкие

Фото: REUTERS

- У нас полевые условия, но мы продолжаем работать, - говорит хирург Валентин Минаев. - Из врачей на месте остались только мужчины - отправили свои семьи в эвакуацию, сами работают. Младшего медперсонала не хватает - врачи ассистируют друг другу.

Из города уходят даже те, кто собирался стоять до последнего. Распоряжение собирать вещи своим сотрудникам дали почти все городские предприятия и фирмы.

- Когда я пришла утром на автовокзал, увидела огромные очереди, - рассказала «Комсомолке» дончанка Марина Красавина. - Водители автобусов относились к паникующим людям с пониманием - разрешали ехать стоя, не ругались, глядя на огромные баулы.

Вывозить людей из города вышли по собственному желанию даже городские маршрутчики - брали за проезд чисто символически, только на бензин.

Кроме автостанций и района гуманитарного коридора, который открыт с 10 утра до 14 в южном направлении, встретить мирных дончан еще где-то в городе сейчас невозможно - улицы абсолютно пусты. Остались одни старики, которые прячутся в подвалах многоэтажек.

ДАЖЕ ПТИЦЫ ПРОТИВ

С юго-востока Украины улетели все цапли

Виталий ЧАЙКА («КП» - Краснодар»)

В насиженные места они больше не вернутся

Такого количества длинноногих птиц орнитологи Адыгеи и Кубани не видели еще ни разу — «бегут» с юго-востока Украины целыми косяками.

- Война спугнула цаплю прямо с гнездовий. Вернется ли теперь птица туда обратно – большой вопрос. Они никогда не будут селиться там, где их потомству угрожает опасность, - пояснил «КП» биолог Дмитрий Вехов.

Мигрировавшая с Незалежной живность облюбовала устье реки Кубань.

- Нашествие пернатых не пройдет незаметно, - пояснил «КП» биолог Вениамин Голубитченко. - В первую очередь, рыбы станет меньше – ведь цапли питаются, в основном, ее молодняком. Два-три года будем жить с дефицитом карасей, окуней, сазана.

Местные жители вспомнили: во время войны в Южной Осетии в 2008 году Кубань подверглась настоящему нашествию волков. Спасаясь от грохота выстрелов, хищники старались отдалиться от зоны боевых действий как можно дальше.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Корреспондент «КП»: На Украинской границе пока 16 КамАЗов ждут досмотра

Остальные грузовики находятся на стоянке в Каменск-Шахтинске

Грузовики с гуманитарной помощью из России до сих пор стоят на российско-украинской границе. Таможенники и пограничники проверяют машины с помощью специальных приборов для сканирования. Глава Государственной фискальной службы Украины Анатолий Макаренко сообщил, что конвой будет пересекать границу по частям.

На КПП «Изаврино», через который и планируется переправка груза находится наш корреспондент Александр Бойко. Он рассказал «КП», что сейчас происходит на границе. (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украинская армия пытается перекрыть дорогу, по которой на Луганск пойдет наш гуманитарный обоз

Наш спецкор Николай Варсегов передает из Луганской Народной Республики

Всю прошлую ночь под городом Краснодоном слышался сильный грохот. Это украинская армия пыталась отвоевать дорогу, по которой на Луганск и Донецк пойдет наш гуманитарный обоз. Киевская хунта пытается перекрыть дорогу как можно ближе к российской границе, не жалея при этом своих солдат. Ополченцы сказывают, что украинских мальчиков ныне гнали, как стадо, под орудия, пулеметы. Сколько их повалили - там никто не считал в ночи. (читайте далее)