Пермь
+15°
Общество28 июля 2023 7:30

Самый большой мультимедийный фонтан, райский пляж и величественные горы: Дагестан, который вам не покажут турфирмы

Журналист «КП» рассказывает, что обязательно стоит увидеть в республике гор и кавказской души
С крепости Нарын-Кала открываются шикарные виды.

Фото: Анна Маркова

«Что ты забыла в Сочи? Поехали в Дербент. Ты только послушай, как звучит - Дербент! И море есть, и горы!» - аргументы мужа были железными, и я согласилась провести нынешний отпуск в Дагестане.

Мы многодетная семья, и всегда путешествуем шумной компанией. Но на этот раз купили детям путевки в лагерь, а себе – билеты до Махачкалы.

Нет телетрапов, зато дешевое такси

Билеты покупали недели за три до поездки, цена – 6500 в одну сторону, плюс багаж – это еще около 3 тысяч. Вылетали мы из Перми, время в пути – 2,5 часа.

Про телетрапы в аэропорту Махачкалы, как и в Перми, никто не слышал. Пассажиров посадили в автобус, провезли 100 метров и открыли двери – приехали. Пермяки хохотали в голос. От самолета до здания вокзала действительно смешное расстояние, но правила есть правила.

Местный аэропорт очень маленький, в зоне выхода всего два туалета, куда сразу же выстроилась большая очередь. При выходе из вокзала атакуют таксисты, но с ними лучше не ехать, за поездку возьмут втридорога. Вызывайте машину через Яндекс такси, приложение прекрасно работает. За расстояние в 10 км мы заплатили 250 рублей.

Дербент с крепости Нарын-Кала.

Из Каспийска в Дербент

Еще дома мы решили не останавливаться в гостиницах, а бронировать квартиры. На сайте бесплатных объявлений множество предложений на любой вкус и кошелек, цены начинаются от 1000 рублей за сутки. Хозяйка небольшой квартиры поселила нас в Каспийске всего за тысячу за двоих, до моря пешком 5 минут.

Пляжей в Каспийске много, мы отдыхали в «Лагуне». Вода в небольшой бухте чистая, у берега мелко, песок – мелкая ракушечная крошка, по которой приятно ходить.

На следующее утром мы приехали на автовокзал и сели в маршрутку до Дербента. Расстояние от Каспийска – 125 км. Дорога до Дербента хорошая, из окна – морские и горные пейзажи.

Здесь мы сняли комнату в доме, хозяйка которого каждое утро печет хлеб и продает его на местном базаре. Для нас она готовила завтраки.

Самый большой фонтан в России в Дербенте.

Фото: Анна Маркова

Пустые пляжи и холодное море

В первое же утро мы отправились на центральный пляж. Пешком далеко, такси довезло нас всего за 80 рублей. Мы вышли к смотровой площадке «Дербент 2000». Прямо за ней простиралось море с пустыми пляжами и свободными лежаками.

Море на центральном пляже было чистым, но холодным, несмотря на жару. В прокат здесь можно взять сап всего за 600 рублей час.

По выходным и праздникам в Дербенте включают самый большой мультимедийный фонтан в России, который выпускает в небо более 2 тысяч струй воды высотой до 30 метров, он расположен в обновленном парке имени Низами Гянджеви.

- Еще несколько лет назад на этом месте был пустырь, по которому могли разгуливать коровы, - говорят дербентцы. – Сейчас это место притяжения и для местных, и для туристов.

В Дербенте отличный центральный пляж.

Нарын-Кала и кавказское гостеприимство

Обязательно посетите самую известную достопримечательность Дербента - вековую крепость Нарын-Кала. Мы объединились с тремя туристами и прямо у входа купили услуги гида – 2500 за всех. Плюс заплатили за вход на территорию крепости – 200 рублей с человека.

Не жалейте денег на гида! Экскурсия перенесет вас на 6 тысяч лет назад. Дербент - один из древнейших «живущих» городов мира.

Когда мы обошли всю крепость, уже смеркалось, но мы решили пойти домой пешком. Не поленитесь, пройдитесь, такого вам не покажет ни одна турфирма. Вы окажетесь среди узких, мощеных белым камень улочек. Пожилые люди сидят на табуретках у ворот своих домов, другие продают ковры с восточными орнаментами и разную утварь для туристов.

Мы разговорились с местным жителем, который пригласил нас в свой двор и показал часть цитадели, которая проходит через его дом. Кусок каменной стены, основу которой начали закладывать в V веке, стоит у него во дворе, ее ширина около двух метров!

Султан, так зовут хозяина дома, усадил нас за стол, позвал жену и угостил вином. Мы были в шоке от такого гостеприимства, но за разговорами провели почти весь вечер.

По дороге к дому мы увидели еще одну жемчужину Дербента – одну из старейших мечетей мира Джума-мечеть. Но зайти туда мы уже не смогли, так как было поздно.

В Дагестане все хозяйки готовят хинкал и плов.

Фото: Анна Маркова

Еда вкусная и огромные порции

Обедали мы кафе, где всегда заказывали местные блюда. Цены смешные. Вкуснейшее горячее чуду с печки или дагестанский хинкал – от 200 рублей. На рынке мы покупали абрикосы – 60 рублей за кг, клубнику – 250, огромные черные ягоды шелковицы – 150 за стакан.

Обязательно попробуйте турецкое блюдо искандер-кебаб. Огромная вкуснейшая тарелка еды стоит всего 500 рублей, которую мы ели на двоих с мужем. А еще побаловали себя шашлыком из куриных сердечек вперемешку с бараньим курдюком – 200 рублей за шампур.

Вечером в гости на хинкал нас пригласила дочь хозяйки, у которой мы остановились. Хозяйка сварила домашнюю курицу, приготовила тесто для хинкала и усадила нас за стол.

Местные говорят, что в последние годы жизнь в Дагестане подорожала, ощущается в первую очередь это на продуктах. Связывают они такую ситуацию с потоком туристов. Зарплаты учителей и врачей небольшие, а местные в основном живут торговлей.

Пляж в Избербаше.

Избербаш – почти Мальдивы

Простившись с гостеприимным Дербентом, мы сели в маршрутку и отправились в Избербаш, он находится в 70 км. Билет стоит 200 рублей. На одну ночь мы остановились в гостевом доме, комната с душем обошлась в 1500 рублей за ночь.

Пляж – почти Мальдивы. Прутиковые зонтики, белый песок и лазурное море. Мимо нас прошел мужчина в гидрокостюме с горпуном в руках. Через минут 40 он пошел обратно, а на поясе висело больше десятка рыб.

- Это кутум, - объяснил наш новый знакомый.

Рыба на дагестанских рынках стоит недешево, один соленый кутум весом в 500 граммов стоит от 600 рублей. Ее в основном продают штучно.

В Каспийском море местные жители ловят рыбу гарпуном.

Фото: Анна Маркова

Задерживать в Избербаше мы не стали и приняли решение ехать в горы, в село Чох, что в 130 км. Вся дорога – по горному серпантину. На автовокзале таксисты заломили дикую цену – почти 13 тысяч рублей. Мы заказали машину через приложение всего за 2500.

В интернете нашли номер гостевого дома, позвонили и договорились, что останемся на одну ночь.

Чохские террасы в Дагестане известны очень давно, они появились еще в древности, на них люди занимались земледелием. Сейчас на них безмятежно пасутся коровы и кони, а сами террасы украшают окрестности старого аула, делая пейзажи фантастическими.

На краю села стоит гостевой дом «У Яхи». Его хозяин Юсуп встретил нас сам.

Красота гор в Гунибском районе.

Фото: Анна Маркова

С одной стороны дома открывается шикарный вид на горы, с другой – на село. На обед у нас снова дагестанский хинкал, плов и лагман. За обед мы заплатили около 700 рублей.

Хозяева напоили нас крепким чаем с чабрецом и посоветовали прогуляться по селу. По данным из интернета в Чохе проживает около 3000 человек, но местные говорят, что меньше.

- Люди уезжают отсюда, молодежь едет в Махачкалу, Ростов, учиться, работать, здесь в основном старики, - говорит Райсат, супруга Юсупа. - У нас с Юсупом четверо детей, все они уехали, приезжают только в гости.

В Дагестане летом темнеет рано, в восемь вечера – не видно не зги. Местные рано ложатся и рано встают. Также поступили и мы, в планах было восхождение на гору, где находится известный аул-призрак Гамсутль.

Аул-призрак Гамсутль.

Аул-призрак Гамсутль

Время образования селения точно неизвестно. Предположительно основали его аварские ханы. Когда-то процветающее село со временем стало увядать, в советское время многие жители переселились в более доступные селения, последний житель умер в 2015 году. Теперь аул ежедневно посещают сотни туристов, их привозят на микроавтобусах.

По мне это не самый лучший вариант. Чтобы добраться на гору, туристы выезжают рано утром и добираются только к полудню.

Мы начали подъем на гору около 8 утра. У подножья дежурят местные жители на УАЗах, за 100 рублей с человека они предлагают довезти до точки восхождения - примерно 1 км. Тропы к аулу хорошо проложены, шириной около 2 метров, местами выложены крупными гладкими камнями, но, если пройдет сильный дождь, некоторые участки станут непроходимыми из-за грязи.

Виды с горы открываются невероятные: на соседней вершине чабан пасет отару овец, рядом кружат орлы. И ни одного туриста вокруг. Мы спокойно прошлись по узким улочкам аула, заглядывали в полуразрушенные дома, из остатков утвари можно было понять, где была кухня, спальня, детская. На одном из домов заметили гранитную табличку с напоминанием о последнем жителе Абдулжалиле Абдулалилове.

Только к этому времени начали появляться группы туристов. И мы поняли, что не зря пришли так рано. Ходить толпами здесь неудобно, тесно, теряется ощущение единения с природой.

На Ирганайском водохранилище бирюзовая вода, сверху теплая, а внизу очень холодная.

Ирганайское водохранилище

Дальнейший наш путь лежал в сторону Ирганайского водохранилища, куда мы добрались на попутках. Оно одно из красивейших в Дагестане, здесь течет лазурная вода, окруженная горами. На берегу расположено маленькое село Шамилькала. Здесь есть две базы отдыха, где можно арендовать комнату или домик прямо у воды, цена - от 5000 рублей за сутки за двоих.

В интернете мы нашли еще несколько предложений, одно из которых нам особенно понравилось. Рядом в аренду сдавали дачу, а там - свой сад с фруктовыми деревьями и ягодами, цена - 2000 рублей в сутки. Проведя здесь сутки, мы отправились в Махачкалу, доехав на такси за 2200 рублей.

С местных базаров невозможно уйти с пустыми руками.

Вкусные базары и ресторан

Последние несколько дней мы провели в Махачкале. Берег города активно застраивают, строятся отели и гостевые дома. Мы сняли квартиру у моря за 2000 рублей в сутки за двоих – это средняя цена. Цены в кафе демократичные, за 1000 рублей вас вкусно накормят, да еще и завернут с собой.

Побывайте в ресторане борца Хабиба Нурмагомедова, здесь очень вкусные блюда. Все официанты – мужчины, одетые в национальные костюмы. Алкоголь не продают, в меню только безалкогольные вина.

Но в целом с алкоголем в Дагестане проблем нет, его можно купить в магазинах. Не забудьте перед отъездом сходить на местный базар и купить с собой орехи, сухофрукты, сыры, вяленые колбасы, сборы горных трав, вкуснейшие урбечи, соленую рыбу и сувениры. Мы на память о поездке купили белую папаху за 1500 рублей и сладости для детей.

Атмосферный ресторан "Папаха" в Махачкале.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ

Не бойтесь ехать самостоятельно, без услуг турфирм, это получится дешевле и интереснее

Покупайте билеты на самолет недели за 3-4 до поездки

В Дагестане пользуйтесь Яндекс такси

Бронировать квартиры даже на сутки можно через сайт бесплатных объявлений, цены от 1000 рублей

Между городами дешевле всего передвигаться на маршрутках

В знаковых местах, таких как цитадель Нарын-Кала воспользуйтесь услугами гида

Местные всегда рады помочь, спрашивайте, если что-то нужно

На рынках можно торговаться, не стесняйтесь, просите скидку

СЧИТАЛКА «КП»

Билеты на самолет из Перми в обе стороны с чемоданом: 32 000 рублей

Аренда жилья за неделю: 12 000 рублей

Питание в кафе и продукты на 7 дней - около 12 000 рублей

Такси и маршрутки – 7000 рублей

Экскурсии, гид – 2000 рублей

Итого: 65 000 за двоих.

Читать также

Топ незабываемых мест, которые стоит обязательно увидеть на Кавказе

Корреспонденты пермской «Комсомолки» провели незабываемый отпуск и готовы поделиться впечатлениями (Подробнее...)